У карибских медуз обнаружена способность менять поведение на основе прошлого опыта

Фото: commons.wikimedia.org

Новое исследование показало, что карибская кубомедуза (Tripedalia Cysophora), у которой нет мозга, может изменять свое поведение на основе прошлого опыта.

Ученые полагают, что это существо использует свою способность к обучению вместе с поразительно сложной зрительной системой, чтобы ориентироваться в темных мангровых болотах.

Ученым уже давно известно, что животные типа Cnidaria, в который входят медузы, кораллы и морские анемоны, способны к обучению, когда им неоднократно предъявляют стимулы из окружающей среды. Как отмечает портал Science, они будут либо меньше реагировать на это (так называемое привыкание), либо больше (так называемая сенсибилизация).

Привыкание и сенсибилизация — это типы неассоциативного обучения, поскольку они не требуют связей между двумя разными типами стимулов для генерации реакции. Напротив, ассоциативное обучение, которое предполагает объединение различных типов стимулов для последующего изменения поведения, считается более продвинутым видом обучения.

До недавнего времени ученые считали, что на такое способны только животные с развитой нервной системой, такие как люди и другие млекопитающие. Поскольку нервная система медузы рассредоточена по всему телу и не имеет централизованной мозговой структуры, эти животные считались неспособными к ассоциативному обучению.

Андерс Гарм, морской биолог из Копенгагенского университета, предположил, что T. Cysophora может быть способна к ассоциативному обучению. Исследования других лабораторий обнаружили некоторые доказательства этого явления у морских анемонов, но Гарм и его коллеги были настроены скептически. В одном из исследований они подвергали анемоны воздействию электрошока и ярких вспышек света.

Со временем анемоны стали отдаляться от вспышек, но, поскольку в естественной среде обитания животных не возникает никаких раздражителей, было трудно понять, действительно ли анемоны демонстрируют связь между светом и электрическим током, или же они просто стали очень чувствительны к раздражителям.

Результаты особенно интригуют, потому что они предполагают, что обучение является «неотъемлемой частью функции нейронов» и, возможно, чем-то, что развилось на ранних стадиях и сохранило активность. Исследователи объясняют, что это также имело бы смысл с эволюционной точки зрения, поскольку обучение жизненно важно для выживания. Если животное не может изменить свое поведение на основе прошлого опыта, оно с гораздо большей вероятностью попадет в опасную для него ситуацию.